Проблема иксодового клещевого боррелиоза (ИКБ) является одной из важнейших для современного здравоохранения в виду повсеместного распространения и высокого уровня заболеваемости, в т.ч. среди детского населения. ИКБ характеризуется полиморфизмом клинических симптомов, склонностью заболевания протекать в латентной форме, а также принимать хроническое течение в виду поздней диагностики и отсутствия специфической профилактики. В патогенезе боррелиозной инфекции особую роль отводят аутоиммунным механизмам. Однако роль аутоантител в иммунопатогенезе инфекционных заболеваний, в т.ч. боррелиоза, у детей не изучена. Цель исследования: усовершенствование диагностики ИКБ у детей путем изучения клинико-эпидемиологических и патогенетических аспектов заболевания. Материалы и методы исследования: проведено сравнительное рандомизированное открытое исследование, в которое были включены 344 пациента в возрасте от 1 года до 18 лет, госпитализированных в стационар Детского научно-клинического центра инфекционных заболеваний с подозрением на клещевые инфекции. Критерии включения: факт присасывания клеща и/или посещение лесных массивов, наличие мигрирующей эритемы, лихорадка, подозрение на нейроинфекции (менингит, энцефалит, нейропатия, в т.ч. паралич Бэлла) у пациентов в период сезонной активности иксодовых клещей с апреля по октябрь. Всем пациентам проводили клинический и неврологический мониторинг, лабораторную диагностику с использованием молекулярногенетического и серологического методов, электрокардиографическое исследование. По показаниям выполняли спинно-мозговую пункцию с последующим анализом цереброспинальной жидкости, электронейромиограмму, магнитно-резонансную томографию. У 34 пациентов с клещевым боррелиозом был исследован уровень органоспецифических (нейротропных, кардиотропных и естественных) аутоантител в сыворотке крови. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами осуществляли в течение 2 лет после выписки из стационара. Результаты: у 105 пациентов клещевые инфекции были исключены, по данным клинико-лабораторного мониторинга. Клещевой боррелиоз был подтвержден у 184 детей (76,99%), клещевой энцефалит (КЭ) был диагностирован у 40 детей (16,74%), микстформы КЭ и боррелиоза – у 15 (6,28%). Моноинфекция ИКБ в 97,83% была представлена ИКБ, вызванным B. burgdorferi s.l., а в 2,17% – ИКБ, вызванным B. miyamotoi. Эритемные формы боррелиоза встречались достоверно чаще (75,5%). В ходе анализа содержания специфических органотропных аутоантител у больных с боррелиозной инфекцией, вызванной Borrelia burgdorferi sensu lato, выявлено снижение активности гуморального иммунного ответа с органными нарушениями и определены предикторы развития системной патологии со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Заключение: уточнение клинических и патогенетических особенностей боррелиозной инфекции у детей позволит усовершенствовать диагностику заболевания.
Цит.: Скрипченко Н.В., Гринева А.А.. Клинико-патогенетические особенности боррелиозной инфекции у детей. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2019; 98 (1): 45-52.
For citation: Skripchenko N.V., Grineva A.A.. Clinical and pathogenetic peculiarities of borreliosis infection in children. Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2019; 98 (1): 45-52.