Одним из прогрессивных направлений современной неонатологии можно считать внедрение стратегий развивающего ухода в повсеместную работу врачей различных этапов выхаживания. Особый интерес в данной сфере представляет собой «чтение знаков» как один из наиболее перспективных и развивающихся способов динамической оценки поведения новорожденных. Цель исследования: выявление и идентификация лицевых сигналов новорожденных детей различного гестационного возраста с целью создания единой стандартизированной базы данных выражений мимики младенцев. Материалы и методы исследования: в исследование включены 623 новорожденных ребенка, разделенных на 4 группы в зависимости от степени гестации. Регистрацию лицевых сигналов проводили у участников исследования в период новорожденности в непрерывном режиме в условиях стационаров. Исследование проходило в соответствии с рекомендациями по защите данных с письменным информированным согласием со стороны родителей с разрешения администрации медицинских учреждений и одобрения этического комитета. Полученные изображения были закодированы сертифицированным специалистом с помощью методики BabyFACS и объединены в базу данных. Для оценки изображений базы данных были задействованы 300 независимых оценщиков. Для оценки согласий мнений экспертов, оценивающих одни и те же объекты, использовали вычисление коэффициента Cohen’s kappa. Результаты: определение оценщиками основных эмоций у доношенных новорожденных (счастье, злость, страх, удивление, грусть, нейтральное выражение), несмотря на анатомо-физиологические особенности, не вызвало затруднений (k>0,75); напротив, определение аналогичных эмоций у недоношенных вызвало затруднения (k<0,4), что подтверждает необходимость обучения и углубленного изучения лицевых сигналов у детей, родившихся преждевременно. Заключение: распознавая эмоции новорожденных, нельзя забывать об их исключительных особенностях, влияющих на оценку знаков и реакций. Использование в перспективе комплекса методик по оценке лицевых сигналов новорожденных поможет свести к минимуму стрессовые состояния, повышая реабилитационный потенциал детей различной степени гестации.
Цит.: Ипполитова Л.И., Коротаева Н.В., Першина Е.С.. Выявление и идентификация лицевых сигналов новорожденных детей различного гестационного возраста для оценки эмоционального статуса младенцев. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2020; 99 (1): 40-44.
For citation: Ippolitova L.I., Korotaeva N.V., Pershina E.S.. Detection and identification of facial signals of newborns of different gestational age to assess infants' emotional status. Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2020; 99 (1): 40-44.