Экспертный анализ содержания лекций и докладов на XIX Конгрессе Европейского Союза школьной и университетской медицины и здоровья (Бельгия, Лёвен, 2017) представляет проблемы школьной и университетской медицины: современные подходы к определению и оценке состояния здоровья детей; обеспечение равного доступа всех детей, подростков и молодежи к медицинской помощи в период обучения в соответствии с Конвенцией о правах ребенка независимо от социально-экономического статуса, этнической принадлежности и культурного уровня; эффективность деятельности служб здравоохранения, дружественных к обучающимся, оценка качества медицинской помощи обучающимся; роль родителей в организации медицинского обеспечения обучающихся; роль средств массовой информации в формировании идентичности детей в процессе роста и развития. Концепция «позитивного здоровья» фокусируется на позитивных и здоровых аспектах, а не только на медицинском лечении. К основным элементам «позитивного здоровья» относятся: физическое функционирование, распорядок дня, психическое здоровье, социальная активность, намерения, качество жизни. В странах Европы распространен программный подход к профилактике, основанный на адресной работе с соответствующими группами детей и подростков. Необходимы оценка влияния факторов окружающей среды, доступа к уходу и обучению детей с особыми потребностями, обеспечение профилактической помощи уязвимым детям, младенцам и их семьям, пропаганда здорового поведения среди обучающихся, особые подходы к обеспечению психического здоровья обучающихся посредством имеющихся служб здравоохранения и различных программ, в т.ч. базирующихся на укреплении благосостояния детей и вмешательствах на ранних этапах возникновения эмоциональных проблем с учетом факторов риска, которые можно выявить в учебных заведениях. Современные основные направления исследований в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательных организациях обусловлены масштабными изменениями окружающей среды (выраженная урбанизация), новым укладом и качеством жизни детей и подростков, условиями их жизнедеятельности в бурно изменяющемся мире на фоне неблагоприятных тенденций в показателях здоровья и развития подрастающего поколения россиян.
Цит.: Кучма В.Р., Нарышкина Е.В.. Школьная и университетская медицина в Европе: состояние, проблемы и пути решения (некоторые итоги XIX Европейского конгресса по школьной и университетской медицине). Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2018; 97 (5): 217-223.
For citation: Kuchma V.R., Naryshkina E.V.. School and university medicine in Europe: state, issues and solutions (some results of XIX European Congress on School and University Medicine). Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2018; 97 (5): 217-223.