Целью работы было выявить корреляции между нейрохимическими критериями в неонатальном периоде и последствиями тяжелых гипоксически-геморрагических поражений ЦНС у детей по данным катамнестического наблюдения. Материалы и методы исследования: были проанализированы 54 истории болезни новорожденных различного гестационного возраста (ГВ), которые после рождении находились в ОРИТ по тяжести состояния, у всех новорожденных было выявлено сочетанное гипоксически-геморрагическое поражение головного мозга при проведении нейросонографии – перивентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ) и внутрижелудочковое кровоизлиянияе (ВЖК) различной степени. Катамнестическое наблюдение детей проведено до достижения их возраста 2–2,5 лет. Контрольную группу составили 20 новорожденных, сопоставимых по ГВ, массе тела при рождении, с оценкой по шкале Апгар не ниже 6 баллов на 1-й минуте жизни и не имеющих изменений на нейросонографии. В неонатальном периоде в динамике исследовали концентрации в сыворотке крови S-100, BDNF, VEGF, ALCAM, DR-5 методом количественного твердофазного иммуноферментного анализа сэндвичевого типа (ELISA: Enzyme Linked-Immuno-Sorbent Assay) по стандартному протоколу. Результаты: концентрация в сыворотке крови факторов, способствующих деструктивным изменениям в тканях (S-100, DR5, ALCAM), находилась в обратной корреляционной зависимости от уровня VEGF и BDNF. Последние имели прямую корреляционную зависимость между собой. VEGF прямо коррелировал с CNTF к концу 2-й недели жизни. Результаты катамнестического наблюдения следующие: у 43 детей диагностирован ДЦП, у 25 – спастическая диплегия, у 18 – спастический тетрапарез, у 11 – без четких двигательных нарушений. У 28 детей определен I–III уровень двигательных нарушений по GMFS, у 26 детей – IV–V уровень. В возрасте старше 2 лет всем детям было проведено МРТ головного мозга и были выявлены глиозно-атрофические изменения. Значимые различия в реализации неврологических последствий выявлены между количеством детей с ВЖК I–II степени и ПВЛ и ВЖК III–IV степени и ПВЛ. Заключение: у детей с ПВЛ и ВЖК III–IV степени имеется высокий риск тяжелых неврологических исходов – спастического тетрапареза, нарушения двигательной активности по GMFS IV–V уровня, умственной отсталости и симптоматической эпилепсии.
Цит.: Голосная Г.С., Трепилец С.В., Трепилец В.М., Кукушкин Е.И.. ГИПОКСИЧЕСКИ-ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА У НОВОРОЖДЕННЫХ: ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕЙРОХИМИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ, МАРКЕРОВ ВОСПАЛЕНИЯ И АПОПТОЗА В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2018; 97 (1): 31-37.
For citation: Golosnaya G.S., Trepilets S.V., Trepilets V.M., Kukushkin E.I.. HYPOXIC HEMORRHAGIC BRAIN LESIONS IN NEONATES: THE SIGNIFICANCE OF DETERMINATION OF NEUROCHEMICAL MARKERS, INFLAMMATION MARKERS AND APOPTOSIS IN THE NEONATAL PERIOD AND CATAMNESIS FOLLOW-UP RESULTS. Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2018; 97 (1): 31-37.