О.В. Долгих, Д.Г. Дианова, Н.А. Никоношина
Обучение в образовательных учреждениях связано с развитием интеллектуального, нервнопсихического и физического перенапряжения у школьников, что обусловливает формирование комплекса адаптационно-приспособительных реакций к измененным условиям внешней среды. Цель исследования: выполнить сравнительную оценку содержания тиреотропного гормона (ТТГ), кортизола и серотонина у мальчиков-учащихся средних образовательных учреждений с различной интенсивностью физической нагрузки. Материалы и методы исследования: одноцентровое одномоментное исследование с группой контроля проведено в марте – апреле 2019 г. Группы наблюдения составили 173 мальчика средней общеобразовательной кадетской школы (СОКШ), обучение в которой характеризуется более длительными и регулярными физическими нагрузками; группы контроля составили мальчики типовой средней общеобразовательной школы (СОШ) – 81 человек. С учетом возраста сформированы 4 группы наблюдения и соответствующие 4 группы контроля: группы № 1 – ученики 1-го класса; группы № 2 – ученики 4-го класса; группы № 3 – ученики 6–7-го классов; группы № 4 – ученики 9–11-го классов. Содержание кортизола, серотонина (5-НТ) и ТТГ определяли методом иммуноферментного анализа. Результаты: установлено, что средний уровень серотонина в сыворотке крови у детей групп наблюдения учеников 6–7-го и 9–11-го классов статистически значимо (р=0,002–0,003) до 1,6 раза превышал среднегрупповое содержание 5-НТ в биосредах детей соответствующих групп контроля. У всех мальчиков, обучающихся в СОКШ, статистически значимо (р=0,023–0,050) в среднем в 1,3 раза был снижен средний уровень кортизола относительно значений, полученных в группах учащихся СОШ. Обнаружено статистически значимое (р=0,036–0,050) снижение в среднем в 2 раза значений ТТГ в крови учеников начальных классов и старшеклассников кадетской школы по отношению к значениям, установленным у мальчиков соответствующих групп контроля. Заключение: полученные результаты позволили сформулировать гипотезу, что у мальчиков-школьников с высоким уровнем физической нагрузки в переходном (7 лет) и предпубертатном возрасте (11–12 лет) происходит формирование напряженности процессов адаптации, ассоциированное с дисбалансом глюкокортикоидной и серотонинергической регуляции.
Цит.: О.В. Долгих, Д.Г. Дианова, Н.А. Никоношина. Сравнительная оценка продукции тиреотропного гормона, кортизола и серотонина как маркеров нейроэндокринной регуляции процессов адаптации к особенностям учебного процесса у мальчиков-школьников различных возрастных групп. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2023; 102 (6): 152-159. – DOI: 10.24110/0031-403X-2023-102-6-152-159
For citation: O.V. Dolgikh, D.G. Dianova, N.A. Nikonoshina. Comparative evaluation of thyroid-stimulating hormone, cortisol and serotonin production as the neuroendocrine regulation markers of adaptation processes to the peculiarities of the educational process in male schoolchildren of different age groups. Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2023; 102 (6): 152-159. – DOI: 10.24110/0031-403X-2023-102-6-152-159