Н.Ю. Григоренко, М.Л. Стебелькова
Правильное звуковое оформление делает речь ребенка понятной и доступной для восприятия окружающими его людьми, что является важным аспектом его социализации. Нетяжелые аномалии строения зубочелюстной системы и ротовой полости, такие как дефекты прикуса, укорочение уздечек языка и верхней губы, в большинстве случаев приводят к ухудшению артикуляционных условий, что в различных случаях либо обусловливает, либо отягощает нарушения произношения различных звуков в речи у детей. Максимальное восстановление произносительных возможностей речи у детей с врожденными аномалиями зубочелюстной системы и мягких тканей полости рта является необходимым звеном психосоциальной адаптации и профилактики социальной депривации и ограничения коммуникативных возможностей. Цель исследования – проанализировать влияние осуществляемых параллельно или последовательно клинического (хирургического стоматологического и/или ортодонтического) лечения и педагогического (логопедического) воздействия на изменение артикуляционных условий и формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости, имеющих проблемы фонетического оформления речи, для определения наиболее эффективной стратегии преодоления физиологических и речевых проблем. Материалы и методы исследования: исследование было открытым, нерандомизированным, продольным, пилотным, проспективным, контролируемым, многоцентровым. С согласия родителей в нем участвовали дети от 5 до 8 лет с различными аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости, имевшие различные произносительные расстройства (в структуре которых нарушения звукопроизношения являлись ярким проявлением). На выбор родителями совместно со специалистами различного профиля стратегии коррекционных мероприятий влиял ряд экономических, социальных и психологических факторов, что и определило три варианта клинико-педагогического воздействия. Каждый ребенок участвовал в исследовании в течение года. Для сопоставления были сформированы 3 группы: дети 1-й группы получали логопедическую помощь одновременно с проведением стоматологического лечения; во 2-ю группу вошли дети, получившие только медицинскую (ортодонтическую и/или хирургическую) помощь, логопедическая коррекция планировалась позже; в 3-ю группу вошли дети, которым оказывалась логопедическая помощь, но клинического воздействия по показаниям не проводилось. Для коррекции аномалий зубочелюстной системы использовали различного рода ортодонтические аппараты; для исправления аномалий прикрепления уздечек в полости рта проводили пластические операции. В рамках логопедического воздействия использовали специфические методы коррекции, в частности дифференцированный логопедический массаж, пассивную и активную артикуляционную гимнастику, миодыхательную гимнастику, приемы постановки и автоматизации звуков с учетом специфики зубочелюстной патологии. Состояние зубочелюстной системы и ротовой полости детей оценивали на основе клинического (стоматологического) исследования; функциональные возможности органов артикуляционного аппарата и качество звукопроизношения изучали в рамках логопедического обследования. Итоговое комплексное изучение проводили по истечении года с момента первичного обследования. Результаты: в аналитическом исследовании участвовали 200 детей: в 1-ю сопоставительную группу были включены 104 ребенка; 2-ю сопоставительную группу составили 42 ребенка; в 3-ю сопоставительную группу вошли 44 ребенка. Итоговая комплексная диагностика показала значительную положительную динамику у 100% детей 1-й группы, для которых была характерна нормализация артикуляционных условий, функциональных возможностей мышц органов артикуляции и звукопроизносительных навыков; во 2-й группе в 100% случаев были определены положительные изменения в строении зубочелюстной системы и органов ротовой полости, но положительной динамики в артикуляции и фонетическом оформлении речи выявлено не было; в 3-й группе отдельные положительные изменения в артикуляционных условиях были характерны только в 25% случаев, расширение функциональных возможностей мышц органов артикуляции наблюдалось в 100%, улучшение качества и разборчивости звукопроизношения наблюдалось в 89% случаев. Таким образом, основным результатом исследования стало выделение наиболее эффективной стратегии осуществления клинических и педагогических мероприятий с пациентами. Заключение: результаты исследования свидетельствуют, что применение комплексного клинико-педагогического подхода в коррекционной работе по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с патологией строения зубочелюстной системы и ротовой полости позволяет оптимизировать сроки ортодонтического лечения и логопедического воздействия, а также значительно улучшить качество фонетического оформления речи.
Цит.: Н.Ю. Григоренко, М.Л. Стебелькова. Взаимосвязь клинического и педагогического воздействия в процессе нормализации артикуляционных условий и коррекции нарушений звукопроизношения у детей с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2020; 99 (4): 126-132.
For citation: N.Yu. Grigorenko, M.L. Stebelkova. The relationship of clinical and pedagogical effects in the process of articulation normalization and correction of speech sound disorders in children with anomalies of dentofacial system and oral cavity. Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2020; 99 (4): 126-132.