В.А. Сотников, Д.Н. Чернов, К.И. Шачнева, Е.С. Демина, Е.Е. Петряйкина, Е.А. Путилина
Сахарный диабет 1 типа (СД1) является сложным заболеванием, в модели ответственного отношения к лечению которого важен учет когнитивных особенностей, которые обусловливают способность брать на себя ответственность за лечение с целью достижения гликемического контроля. Когнитивные нарушения могут влиять на качество самоконтроля пациентов – являться причиной пропуска инъекций, неправильного расчета хлебных единиц, необходимой дозы инсулина и др. Цель исследования: выявление особенностей когнитивного статуса подростков с СД1 по сравнению со здоровыми подростками с точки зрения нейропсихологического подхода, разрабатываемого в отечественной психологии. Материалы и методы иссследования: проведено одноцентровое поперечное исследование. Выборка состояла из 38 пациентов с СД1 (13 мальчиков и 25 девочек) и 30 условно здоровых детей (20 мальчиков и 10 девочек) в возрасте от 12 до 17 лет. Исследование проведено на базах эндокринологического отделения № 1 РДКБ – филиала ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ и ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег» г. Москвы (общеобразовательные классы) с мая по ноябрь 2023 г. Использовали метод анализа медицинской документации и психодиагностический метод (батарея методик нейропсихологического обследования А.Р. Лурия с количественной оценкой результатов по Ж.М. Глозман (2012)). Длительность обследования – 60–75 мин. Результаты: в группе подростков с СД1 по сравнению с подростками контрольной группы наблюдаются дефициты по доменам мышления (p≤0,050), памяти (p≤0,010), нейродинамических показателей психической деятельности (p=0,001), произвольной регуляции и контроля (p=0,026), мануального праксиса (p=0,030), пространственных представлений (p=0,001). Заключение: исследование показывает необходимость своевременного проведения коррекционных занятий с детьми с СД1, направленных на улучшение их когнитивных функций. В перспективе занятия могут привести к повышению качества реализации ответственного отношения к здоровью, улучшению гликемического контроля, компенсации СД1 в целом и снижению количества осложнений в будущем.
Цит.: В.А. Сотников, Д.Н. Чернов, К.И. Шачнева, Е.С. Демина, Е.Е. Петряйкина, Е.А. Путилина. Нейропсихологическое исследование когнитивных функций у подростков с сахарным диабетом 1 типа. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2024; 103 (6): 100-110. – DOI: 10.24110/0031-403X-2024-103-6-100-110
For citation: V.A. Sotnikov, D.N. Chernov, K.I. Shachneva, E.S. Demina, E.E. Petryaykina, E.A. Putilina. Neuropsychological study of cognitive functions in adolescents with type 1 diabetes mellitus. Pediatria n.a. G.N. Speransky. 2024; 103 (6): 100-110. – DOI: 10.24110/0031-403X-2024-103-6-100-110